Почти десять лет мы боремся, а противодействие коррупции не только не становится для чиновников задачей номер один, но и не относится к основной. Такие выводы я делаю на основе анализа реализации ключевых пунктов Национального плана противодействия коррупциии иных указов президента. За два года взаимодействия редакции ПАСМИ с чиновниками и наблюдения за их информационной политикой у меня, как у журналиста, возникли три вопроса.
Первый — почему руководители органов власти не говорят правду о реальных проблемах при реализации антикоррупционной политики, игнорируют взаимодействие с журналистамипо острым вопросам и придерживаются двойных стандартов в борьбе с коррупцией?
Второй — почему чиновники имитируют работу с населением, не организовывают общественный контроль за собой и подчиненными, привлекают к работе «своих» общественников и журналистов?
Третий — почему указы Владимира Путина уже исполняются формально либо полностью игнорируются по этим направлениям? Но дело еще и в том, что первые два вопроса — это и есть конкретные пункты указов — задачи, которые ставит глава государства, и решать их должны непосредственно чиновники. Но почему-то не решают.
Погрязли в коррупции или некомпетентность?
Девять лет проводимой антикоррупционной политики в стране подтвердили — борьба чиновников с чиновниками без участия общества не принесла и не принесет ожидаемых результатов. Высокий уровень коррупции проблема всего общества, а не одной бюрократической машины. Необходимо развивать равнозначно государственное управление и гражданское общество. Важно повышать уровень правовой культуры населения, морально-нравственных ценностей в обществе, проводить антикоррупционное просвещение и формировать нетерпимость к коррупции и в целом — к противоправному поведению. А как это сделать без средств массовой информации? Никак. Потому что — это самый эффективный способ информирования, влияния и получения обратной связи. Одним словом — действенный инструмент взаимодействия государства и общества. Эти вопросы поднимались в моем выступлении на Всероссийской научно-практической конференции: «Актуальные вопросы противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации».
Почему чиновники не решают, даже не поднимают вопросы по фундаментальным проблемам в борьбе с коррупцией? Почему предупреждение и устранение причин и условий коррупции остаются незатронутыми? У меня два варианта ответов. Первый — многие чиновники сами втянуты в коррупционные отношения, им выгодно замалчивание существующих реалий и устраивает бесконтрольность. Второй вариант — банальная некомпетентность.
Идти вперед и не останавливаться
В любом случае, всем нам необходимо двигаться дальше, каждый должен бороться на своем месте. И мы продолжаем в своей части. ПАСМИ в ближайшее время запустит спецпроект «Национальный план». Журналисты будут оценивать, как на самом деле реализуется на федеральном уровне Национальный план по противодействию коррупции, как исполняются указы Владимира Путина. Основная задача — получить ответ в диалоге с федеральными министрами на простой вопрос «Все ли идет по плану?». О запуске проекта мы сообщим дополнительно, а сейчас пара слов о региональном уровне — спецпроекте «Интервью с губернатором», точнее его третьем этапе.
Спецпроект «Интервью с губернатором»
Сейчас мы запускаем третий этап, но сначала я напомню о первых двух. Два года назад мы проводили эксперимент: решили проверить как губернаторы взаимодействуют с журналистами. Одновременно направили всем главам регионов предложения дать интервью о проблемах и достижениях в противодействии коррупции. Каково же было наше удивление, когда большинство субъектов вовсе не отреагировало на наше обращение . И это при том, что практически никто из них не поднимал вопросы борьбы с коррупцией в СМИ, не вел информационной политики в этой области. И мы начали отслеживать, как губернаторы работают со СМИ и населением, научным сообществом и общественными организациями. Так и появился наш спецпроект.
Губернаторам это не нужно
Первый этап. За 2015 год всего 9 губернаторов приняло участие в проекте, остальные культурно проигнорировали взаимодействие с журналистами, и это при том, что участие для них предполагалось на безвозмездной основе. Изменения произошли сразу после нескольких аналитических материалов с критической оценкой роли губернаторов и обозначении проблем взаимодействия с конкретными регионами на экспертном совете в Администрации президента. И вот тут пошла реакция…
После команды нужно, но…
Второй этап. В первом полугодии 2016 года сразу 20 глав регионов дали интервью в рамках спецпроекта и семь глав выслали нам интервью для публикации. Мы приостановили проект, как только проявилась следующая проблема — губернаторы формально отнеслись к интервью, они не захотели отвечать на острые и важные вопросы журналистов ПАСМИ о проблемах в регионах. То есть, вроде бы участие в проекте и принимают, но в то же время выглядит это все как отписка. Попытка обозначить свое участие. Не более…
Открытый диалог по «закрытым» вопросам
Переходим к третьему этапу — предлагаем главам регионов найти в их сложном графике полтора-два часа времени на откровенную беседу, а не сбрасывать все на пресс-службу. Говорить не только о достижениях, успешных практиках в противодействии коррупции, но и о существующих реальных проблемах в своих регионах и о вариантах их решений.
Я не понимаю, зачем пытаться вводить в заблуждение население и федеральный центр, пытаться преподнести ситуацию в лучшем виде, чем она есть на самом деле. Именно такой подход ведет к дискредитации власти и социальной напряженности. Народ не обманешь. Да, он терпит, но долго ли осталось? Лучше говорить правду, как есть. И решать проблемы будет легче.
На прошлой неделе мы направили главам субъектов Российской Федерации приглашения к участию в проекте, и уже есть первые договоренности о встречах в московских представительствах на декабрь этого года.
Приглашаем к участию всех. Неважно, чиновник ты или предприниматель, юрист, общественник или рабочий. Задай вопрос своему губернатору. Пора отвечать. Время действовать.